интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Кто такие травести?

 
 
 

Кто такие травести?

Автор: Мария Ипполитова, Катерина Новикова от 2-12-2011, 03:07, посмотрело: 3855

Согласно словарю иностранных слов, "травести" (пришедшее к нам из французского языка) обозначает "театральное амплуа актрисы, исполняющей роли мальчиков". Уникальную возможность послушать рассказы актрис травести об их амплуа предоставил РАМТ. Он пригласил нас на беседу "Эпоха травести".

Во встрече, которая проходила в формате интервью, принимали участие актрисы Татьяна Аксюта, Татьяна Веселкина, Людмила Гнилова, Анна Ковалева, Татьяна Курьянова, Татьяна Матюхова, Татьяна Шатилова; режиссер Владимир Богатырев.

О первых шагах в профессии

Татьяна Курьянова: В школе я была очень тихая и робкая, а хотелось быть веселой, смелой, рвать и метать… Классе в пятом, когда вышел спектакль "Сомбреро" я подумала: да-да, мне бы вот это надо играть… Когда я заканчивала школу, я уже точно знала что буду делать, приметила себе роли… Мне дали сыграть все, кроме одной, и даже одарили еще другими, о которых я и не мечтала.

Татьяна Аксюта: Я пошла сначала в Щепку, меня там взяли и сказали: "Вы знаете, в этом году набирается экспериментальный курс для детских театров в Щуке, идите туда". Я пришла в Щуку, мне говорят: "Нет-нет, это не у нас, идите в ГИТИС". Пошла я в ГИТИС, пришла в самый последний день. У меня было две косички и такой красно-белый в горошек сарафан. На вид мне было лет 13, хотя на самом деле - больше 19. И меня, конечно, сразу взяли на этот экспериментальный курс.

Татьяна Веселкина: Я училась в студии при театре. До поступления я не знала, что есть амплуа травести, и что я чем-то отличаюсь от обычного человека. Рост никогда не был причиной моих переживаний. Мальчишескую роль мне дали уже на первом курсе.

Людмила Гнилова: Когда я поступала в наш театр, директор спросил меня, почему я хочу сюда. Я сказала, что, во-первых, недалеко живу, а во-вторых, я такого роста, что только для детского театра.

Татьяна Матюхова: Первый спектакль, в который меня ввели – "Сомбреро", я играла рыжего Андриана. Все произошло очень быстро: я посмотрела спектакль, потом было две репетиции, и вот мне уже надо выходить на сцену.

Анна Ковалева: Я окончила институт в начале этого века. У нас понятия «травести» не было.


Об особенностях амплуа

Владимир Богатырев: Травести – всегда был редкий дар. С годами это все реже встречается.

Людмила Гнилова: У нас в договоре было отмечено «травести». Но это не значит, что другие роли нам не давали.

Татьяна Матюхова: Мы можем и мальчиков, и девочек играть – это прекрасно! Это ведь не каждому актеру дано.

Людмила Гнилова: Амплуа травести удавалось не всем. На курсе были девочки, у которых не получалось немножко. Это все-таки несколько другое амплуа, чем героиня, голубая героиня или салонная героиня.

Татьяна Курьянова: Дело в темпераменте, дело в том, чтобы было похоже. И это очень серьезно, потому что это серьезные чувства.

Людмила Гнилова: Травести – это такая же работа над образом. Есть определенный характер, линия поведения. Полюби своего персонажа, даже если он отрицательный. Иначе его не сыграть.

Татьяна Аксюта: Я считаю, что амплуа травести уже умерло. Я была в этом театре последней настоящей травести. На другие амплуа не брали. Меня даже на роль Джульетты не взяли. Я репетировала ее, но была такая маленькая, что происходящее на сцене было бы похоже на совращение малолетней.

Татьяна Аксюта: Раньше в каждом театре была своя травести. Мы друг друга знали, встречались, дружили….

Татьяна Аксюта: Сейчас нет надобности в травести. Я была в театре Эрмитаж на «Алисе в стране чудес» На сцену вышла огромная актриса, но трех секунд было достаточно, чтобы мы поверили, что это Алиса…


О сцене

Татьяна Аксюта: Когда занавес только открывается, я слышу как дети шуршат, переговариваются. В зале идет своя жизнь. И постепенно я "забираю" зрителей, в зале становится все тише, тише, тише... Я это ощущаю. И это несказанное удовольствие!

Татьяна Курьянова: Перебарывать себя можно только на сцене, потому что там ты играешь то, что совсем на тебя не похоже. Драматургия была такая, что активные действия были у мальчиков. Мне очень хотелось активных действий!

Татьяна Веселкина: Приятно, завораживающе учиться ремеслу у профессионала, которого ты видишь на сцене. Можно научить каким-то практическим вещам, но это озарение, одухотворение, вдохновение профессии черпаешь только со сцены.


О "вживании" в роль

Татьяна Веселкина: Мы не позиционируем себя как детей. Травести – часть нашей профессии. Я могу позволить себе два часа в очень странной одежде вести себя чуть-чуть иначе. Это мне по профессии написано: вы сегодня с 7 до 9 Маша Иванова. И это счастье!

Людмила Гнилова: Войти в роль – то же самое, что надеть костюм. Я вхожу в роль, потом из нее выхожу.



И вот ведущие задают один из финальных вопросов: почему во взрослых спектаклях детей играют дети, а в детских - взрослые? Актрисы пояснили, что дети не могут справиться с "глубокими" ролями. Также актрисы пришли к выводу, что в жизни ребенка есть период, который никто кроме травести сыграть не может.. Это так называемый «переходный возраст», когда обаяние ребенка сочетается с мыслями взрослого человека. Однако сейчас практически нет спектаклей с героями такого возраста…

Особое очарование нашей беседе придали Людмила Гнилова и Татьяна Курьянова. Они наперебой рассказывали невероятно смешные истории из собственной жизни на сцене.


Мария Ипполитова
Катерина Новикова

Категория: Театр