интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Фаина. Птица, парящая в клетке", или Каким должен быть юбилей великой актрисы?

 
 
 

"Фаина. Птица, парящая в клетке", или Каким должен быть юбилей великой актрисы?

Автор: от 1-09-2014, 01:21, посмотрело: 3580

Фаина Раневская (27.08.1896 – 19.06.1984)… Что мы знаем об этой великой советской актрисе театра и кино? Ею создано немало ярких, запоминающихся образов, среди которых – Ляля («Подкидыш», 1939), экономка Маргарита Львовна («Весна», 1947), Мачеха («Золушка», 1947), Зоя Павловна Свиристинская («Девушка с гитарой», 1958) и т.д. Острый язык Фаины Георгиевны подарил множество колких, емких фраз о жизни, о работе, о людях и событиях. Эти цитаты стали крылатыми выражениями и афоризмами, которыми с превеликим удовольствием регулярно пользуются наши современники.

Какой была Фаина Раневская на самом деле? Ведь меткие, «крепкие» высказывания и ершистый характер – это, скорее всего, броня, панцирь, под которым пряталась душа творческого человека, тонкая, чувствительная, легко ранимая.

Показать великую актрису с неожиданной стороны, познакомить зрителя с неизведанными сторонами личности Фаины Георгиевны Раневской попытались авторы спектакля-антрепризы «Фаина. Птица, парящая в клетке» Софья Лежнева и Стелла Самохотова, поставленного режиссером Станиславом Евстигнеевым к 118 годовщине со дня ее рождения. Премьера состоялась 30 августа 2014 года на сцене Центрального Дома литераторов (ЦДЛ).

Декорации, реквизит и костюмы, созданные сценографом Романом Ватолкиным, относят публику на полвека назад. Итак, Москва, 1966 год. Народная артистка СССР Фаина Раневская (Народная артистка России Светлана Коркошко) в скором времени отметит 70-летний юбилей. За долгие годы она сыграла множество ролей в театре и кино, но… все эти работы кажутся ей, талантливому творческому человеку, склонному к самоедству, чем-то несерьезным. И, как назло, сейчас, когда она чувствует, что находится на куда более высоком профессиональном уровне, чем когда-либо, достойных предложений по работе не поступает.

Пожилая одинокая женщина, у которой никогда не было собственной семьи, по-настоящему любила всего лишь нескольких людей, большую часть которых пережила. Среди них – ближайшая подруга Павла Вульф (Марина Куделинская), умершая совсем недавно. Подобно солнцу, выглядывающему из-за туч, дорогой призрак появляется всякий раз, когда Раневская отчаивается. А поводов для уныния у нее много – интересных, крупных ролей не дают ни в театре, ни в кино, и круг общения, и без того совсем не широкий, сужается почти до предела. Поэтому мягкие, спокойные интонации той, которая живет теперь лишь в воспоминаниях, настраивающие на позитивный лад – то немногое, что поддерживает артистку в непростое для нее время.

Одиночество Фаины Георгиевны немного разбавляет присутствие домработницы Маруси (Мария Кресина), девушкой из провинции, собирающейся выйти замуж за соседа-генетика и очень специфически относящейся к своим непосредственным обязанностям. «Бытовые» дела вроде уборки, готовки или покупки продуктов превращаются у нее в комедию положений. Между тем, уволить такую работницу не представляется возможным, поскольку домашний питомец актрисы, пес Мячик, вряд ли быстро привыкнет к незнакомому человеку, который придет на смену Маше. Помощница по хозяйству и творческий человек не сходятся друг с другом во взглядах на то, что такое настоящая работа – попытка выучить роль или приготовление обеда с учетом всех пожеланий работодателя. Их постоянные стычки на этой почве создают множество замечательных ситуаций – от лирических до комических.

Друзья, которых у Фаины Георгиевны, как и любого другого человека, было немного, постепенно покидали этот мир. Но кое-кто довольно долго блистал на небосклоне, раскрашивая унылые «серые будни» яркими красками. Среди них – звезда советского кинематографа Любовь Орлова (Евдокия Германова), подобно лучу света, стремительно проникающая в «темное царство» своей одинокой коллеги и подруги.

Что больше всего терзает Раневскую накануне юбилея – одиночество или отсутствие нормальной работы, интересных, больших ролей? Конечно же, второе! Ведь, как и всякая актриса, Фаина Георгиевна в жизни постоянно играет. И только на сцене она живет. И именно этого ей больше всего хочется, а вовсе не традиционного формата празднования «красивой даты» со всеми вытекающими оттуда последствиями в виде поздравлений от коллег, полных лицемерия. От слов, содержание которых не соответствует мыслям и чувствам оратора, ничего хорошего не будет!

Именно так воспринимает подготовку к грядущему торжеству Раневская, создавая трудности представителю администрации театра Владиславу (Дмитрий Прокофьев), который никак не может добиться от ветерана сцены согласия на участие в своем празднике. Вместо традиционных тостов, подарков и пламенных речей она хочет сыграть главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Разве не это – лучший дар для артистки, всю жизнь преданно служившей искусству?

Воспоминания. Сожаления. Радости. Печали. Размышления. Чувства. Монологи. Диалоги. И все это – под современную героям спектакля музыку, льющуюся из старинного радиоприемника. Легендарные афоризмы Фаины Георгиевны Раневской, гармонично вплетенные в контекст разговоров, лирические и комические сцены, плавно сменяющие друг друга, подобно волшебным узорам внутри калейдоскопа… Все это позволяет увидеть легенд советского театра и кинематографа такими, какие они есть – живыми людьми, состоящими из плоти и крови, которых беспокоят те же проблемы, что и их современников и вообще не чуждо ничто человеческое. Просто работа у них другая, связанная с постоянной отдачей своих сил, чувств и эмоций и доводящая порой до морального опустошения. Но зритель всего этого не должен видеть, поскольку театр для него – праздник, которой ничто не может омрачить.

Как же быть в этой ситуации? Может быть, выражаться в манере, свойственной Фаине Раневской, из чьих цитат создано уже множество сборников, и тогда восприятие жизни станет хотя бы чуть-чуть легче?

Чем же закончилась в итоге борьба великой актрисой с руководством театра? Какова судьба ее юбилея? Ответ на эти (и многие другие) вопросы заключен внутри спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке»! Стоит только досмотреть его до конца!

В произведении есть много привлекательных мелочей и нюансов. Актеры в течение всего действия живут на сцене, в результате чего непрерывно ассоциируются со своими персонажами. Этот факт роднит современных артистов с великими легендами прошлого ничуть не меньше, чем грим, позволяющий добиться практически портретного сходства.

Фаина Раневская в исполнении Светланы Коркошко – дама почтенного возраста, которая, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем вроде подагры, продолжает энергично, активно двигаться. Актриса, живущая лишь на сцене, в «обычной» жизни становится особенно жесткой, моментами даже желчной. Она страдает от отсутствия нормальной работы, достойных ролей. Как и многие пожилые люди, предается воспоминаниям. Чего только не было в жизни Народной артистки – пробы и ошибки, триумфы и провалы, встречи и расставания… Неизменным оставался всегда меткий, острый язык, с которого многократно срывались довольно грубые выражения, без применения которых, увы, далеко не всегда можно обойтись. На протяжении всего спектакля она регулярно вплетает свои легендарные афоризмы в, казалось бы, бытовые разговоры. И голос тот самый, знакомый и любимый с детства!

Не менее эффектно воплотила образ Любови Орловой Евдокия Германова. Стройная, изящная, подтянутая, одетая с учетом всех требований моды своего времени, великая актриса появляется в доме своей коллеги и подруги не слишком часто, наскоками. Ее карьера была куда более успешной, а роли ей доставались значительные, яркие, интересные. Она продолжает активно работать, давать концерты, встречаться с поклонниками. И только в процессе съемок наметился перерыв, что тяготит артистку. Однако, даже несмотря на все переживания, она остается человеком-праздником, несущим радость и дающим неизменный глоток положительных эмоций всем окружающим. А как же иначе? Ведь именно в этом заключается ее работа, не позволяющая дать публике понять, что что-то идет не так, как ей бы хотелось.

Очень необычна роль Павлы, ближайшей подруги Раневской, в исполнении Марии Куделинской. Эта героиня с самого начала спектакля предстает в виде призрака. Она – воспоминание. И общение с ней происходит лишь в голове великой актрисы. Павла прозрачна, эфимерна, ее речи не изобилуют яркими красками эмоций. Но этот ровный, спокойный, ласкающий голос поддерживает титульного персонажа в «минуту жизни трудную». Может быть, покинув этот мир, подруга стала частью души Фаины Георгиевны? В любом случае, общение с ней действует на Народную артистку подобно хорошему успокоительному.

Нотку «живительной влаги» вносит в существование Раневской ее домработница Маруся. Молодая провинциалка в исполнении Марии Кресиной – обаятельная, энергичная, добрая девушка, но зачастую не может нормально сделать даже самую простую работу по дому. Она хочет поскорее выйти замуж, но при этом искренне привязана к своей работодательнице. Во время регулярных споров и конфликтов на почве быта между актрисой и ее помощницей публика переживает множество веселых минут.

«Маленьких ролей не бывает…». Эту фразу можно сказать про Дмитрия Прокофьева, исполнителя роли Владислава, сотрудника театра имени Моссовета. Персонаж явно испытывает, с одной стороны, благоговейный трепет по отношению к великой актрисе, а с другой – страх перед ее языком, создавшим ей немало проблем при общении с режиссерами и коллегами. Его визиты в дом Раневской приобретают, как правило, не самый приятный оттенок – то сообщить об отмене ее участия в международных гастролях театра, то попытаться склонить к празднованию юбилея. Поэтому не удивительно, что Владислав так волнуется – даже лицо его приобрело красноватый оттенок. Состояние стресса гармонично сосуществует у него с беспредельным восхищением легендой советского театра и кино.

Цитаты из фильмов, спектаклей, крылатые выражения из жизни позволяют зрителям на целых три часа полностью забыть о своих проблемах и погрузиться в мир великой Фаины Раневской со всеми ее страхами, переживаниями и эмоциями. Это и есть настоящая магия, именуемая театром.

Ольга Пурчинская

Ближайший спектакль «Фаина. Птица, парящая в клетке» пройдет 15 сентября на сцене Центрального Дома литераторов

Категория: Театр » Драма